Огнезащита воздуховодов – какое изоляционное решение лучше?

В последнее время все чаще в качестве огнезащитных решений для воздуховодов можно встретить применение тонких рулонных  материалов на основе базальтового волокна. Монтаж этих материалов на воздуховоды осуществляется путем их приклеивания на слой огнезащитных мастичных составов. Решение оригинальное и дает ряд преимуществ перед привычными классическими вариантами огнезащиты на основе минеральной ваты. Во-первых, монтаж не предполагает применение приварных шпилек с помощью достаточно дорогостоящих пистолетов. Во-вторых, монтаж на клеящий состав позволяет повысить скорость производства работ, что тоже не маловажно. Ну и в-третьих, такое решение позволяет за счет снижения толщины минераловатного изоляционного материала существенно сэкономить пространство, занимаемое изолированным воздуховодом.

Казалось бы - одни плюсы по сравнению с привычными прошивными матами, если не принимать во внимание необходимость обеспыливания/обезжиривания,  невозможность монтажа при низких температурах и стоимость.

Однако, не все так хорошо как кажется на первый взгляд.

Анализ огнестойкости данных систем «мин. вата + мастика» показывает, что степень огнестойкости во многом определяется толщиной слоя мастики, а не рулонного базальтового материала. Так, например, при пределах огнестойкости EI-30 и EI-60 толщина базальтового рулонного материала в обоих случаях равна 5мм, при этом количество мастики отличается почти в два раза.

Предел огнестойкости воздуховода EI, мин

Удельная масса слоя мастики, кг/м2

Толщина минеральной ваты, мм

30

0,6

5

60

1,0

5

90

2,4

8

            При огневом воздействии данная мастика не вспучивается, как другие огнезащитные материалы, которые работают за счет увеличения толщины при нагревании. Решающую роль играет изначально нанесенное на поверхность воздуховода количество мастики. При уменьшении толщины слоя огнестойкость конструкции снижается (до двух раз!)

А как на объекте проконтролировать количество нанесенного состава (по сути основы огнезащитной системы) под слоем волокнистого материала?.. Практически не возможно.

Мастика – не дешевая, ее стоимость в среднем 70 руб/кг. Сколько ее пошло на монтаж выяснить не просто.  Визуально отличить слой мастики в 0,6 кг/м2,  1,0 кг/м2 или 2,4кг/м2 без спец. средств не реально. Не здесь ли кроется основная причина популярности таких решений…?!

Любой дилер, торгующий подобной продукцией, сталкивается с тем, что объемы продаж базальтового рулонного материала существенно опережают продажи мастики. И количество реализованной мастики не соответствует регламентам производителей, в соответствии с которыми проводились огневые испытания. Зачастую можно слышать фразу от закупщиков монтажных организаций – «…а этот материал нам пока не нужен, у нас с предыдущего объекта осталось 5 тонн».

5000кг*70руб=350 000руб – Неплохая экономия.

Между тем цена подобной экономии или недосмотра технадзора – предел огнестойкости не соответствующий нормам. Чем это чревато в случае реального пожара – страшно представить!

Представим процесс эвакуации из  помещений жилого комплекса… При покидании жилища во время пожара необходимо по возможности забрать с собой документы, наличные деньги и, не теряя времени, бежать в соответствии со схемой эвакуации к выходу. Но далеко не всегда удается быстро собраться… желание спасти побольше ценных вещей одерживает верх над чувством безопасности!

А дом горит...  а время идет…

И уж никто не забудет о любимом автомобиле, стоящем на внутренней парковке, спасти который есть

А дом горит,  а время идет…

Машина почему-то находится не сразу, хотя стоит она на том же месте, как и всегда (сказывается стресс и волнение). Садимся, заводим, едем  10 метров, упираемся в соседский джип. Сзади уже сигналят. Пробка! А как иначе, все хотят выехать одновременно. Что там перед  джипом уже не видно  - дым.

Посещает здравая мысль – бросить машину и бежать. А машина не застрахована, и куплена-то недавно. Рука сама тянется к клаксону.

А дом горит,  а время идет… 

Над головой видим изолированный воздуховод, не иначе как система дымоудаления. Что же там, в качестве изоляции?  Вайред-мат, фольгированный…  Уже хорошо! Значит, минимум час вентиляция проработает…

Будем считать, что нам повезло и из паркинга мы выбрались, при этом даже на машине.

Но все это благодаря тому, что в проекте было заложено грамотное решение изоляции системы дымоудаления.  На что же нужно обратить внимание при выборе и проектировании вентиляции с точки зрения противопожарной безопасности.

Во-первых

проектировщик при выборе изоляционного решения руководствовался  реальным  документом (например сертификат ФГУП ВНИИПО МЧС РФ), полученным по результатам натурных огневых испытаний. Некоторое время назад  при определении толщины изоляционного материала  допускалось применение расчетных методов на основе интерполяции по имеющимся экспериментальным данным. Сегодня такой подход не применим – руководство МЧС требует подтверждения испытаниями на все требуемые пределы огнестойкости.

Во-вторых

выбранное решение предполагает беспроблемный контроль качества монтажа, соответствия технологическому регламенту и минимальный риск снижения реальной огнестойкости при незначительных нарушениях монтажа.

Системы огнезащиты воздуховодов на основе неадгезивных материалов (материалов, которые нужно крепить механически без применения клеевых составов) в аспекте надежности обладают значительными преимуществами. Здесь «сэкономить» на материалах и на «качестве» монтажа не получится. Если уж прошивной мат требуемой толщины закреплен на воздуховоде, можно быть уверенным, что предел огнестойкости такой системы соответствует требованиям регламента и результатам натурных испытаний.

В заключении хотелось бы сказать следующее.

Сама идея систем «мин. вата + мастика» очень хороша. Она действительно позволяет проектировщикам решить сложные задачи в условиях ограниченных пространств, поставленные заказчиками. К сожалению, при выборе таких огнезащитных систем не всегда заказчик и проектировщик представляют, как они будут впоследствии контролировать реализацию выбранных решений.

В условиях реальной стройки, при желании подрядчика сэкономить для победы в тендере классическое решение с минеральной ватой является более надежным. Стоит отметить, что сам прошивной мат более доступен по цене и монтаж его  в настоящее время возможен без приварных шпилек с помощью бандажей, что менее трудоемко и менее затратно по сравнению прежними системами крепления прошивных матов.

Складывая надежность и экономику, приоритет в выборе решения остается за классическим прошивным матом.

Огнезащита - слишком серьезная тема, чтобы относится к ней халатно, и уделять ей меньше внимания, чем она заслуживает. Речь идет о сохранении человеческих жизней!